Космонавтика  Многослойные коспуса-экраны рэс 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83

факторами: влиянием собственно электрической компоненты электромагнитного излучения Ёв{х); влиянием составляющей Ёы{х); влиянием горизонтальной составляющей электрического поля Et{x), которая возникает в земле в процессе распространения электромагнитной волны излучения РПС над ее проводящей поверхностью.

Тогда в соответствии с выражениями (1.31), (1.32), (3.46) и рис. 3.22 значения влияющих факторов в выбранной системе координат для нерадиальной линии учитываются следующим обра--зом:

4(х) = £ (х) =

245VPG

-F(g)exp( -/К

31.6VPG

Уа + х х

(3.48)

На рис. 3.24 приведены графики функции Es{x), Ем{х) и Е. {х} в выбранной системе координат.

Для II зоны воздействия на воздушную линию связи внешнего электромагнитного излучения РПС с вертикальной поляризацией после подстановки (3.48) и (3.49) в (3.43) нетрудно получить выражения ДЛЯ амплитудных значений индуцируемых напряжений в начале и конце рассматриваемого участка линии:

7,9УР5

,--F{l){i + 22hy,ykoX а (7л + Vb) ys

(3.50);

а(К - У)Уз



prid

jn зУ.Дн-- м/.Дн-. т-&у.Дн>

О \1 2.


Рис. 3.24. Изменение составляющих напряженности электрического поля излучения РПС вдоль трассы нерадиальной воздушной линии связи

4 ,Ак

Рис. 3.25. Изменение составляющих напряж нности электрического поля излучения РПС вдоль трассы радиальной воздушной связи



Здесь Р - излучаемая мощность РПС, кВт; G - коэффициент направленности антенны; / () - коэффициент ослабления электромагнитной энергии радиоволн; h - высота подвеса провода над землей, м; ул - постоянная распространения электромагнитных волн в линиях связи, м-; ув=/к/]/~2; а - минимальное расстояние от антенны РПС до трассы линии.

Как и в случае воздействия излучения РЛС, точность расчета по полученным формулам тем больше, чем меньше длина волны излучения РПС.

Аналогично нерадиальной трассе линии на рис. 3.25 приведены графические зависимости £э(л:), Еи{х) и Е. {х) для радиальной трассы, которые построены в выбранной для данного случая системе координат по аналитическим зависимостям:

F(i)exp[-/K(4 + i)], (3.51)

(Xi) = VPG р [ у к (4 + Xi)\.

(3.52)

При этом амплитудные значения напряжения в начале и конце отрезка воздушной радиальной линии, подверженной воздействию излучения РПС с вертикальной поляризацией,

f/n =--5.8 Угё F (1) (1 + 15,7й Тл1з).

йн(7л + 7в) ytJs (3 53)

и. =-МЩ F[l){l-\bjhy KbJ.

Формулы (3.53) получены при условии, что Xi/ds>l, т. е. когда можно положить, что амплитуда напряженности поля на длине рассматриваемого участка воздушной линии связи не изменяется, а меняется только ее фаза. При этом, как и в предыдущих случаях, длина волны излучения предполагалась достаточно малой, соответствующей коротковолновому диапазону.

В том случае, когда излучение РПС имеет горизонтальную поляризацию, на воздушную линию связи оказывают влияние собственно горизонтальная компонента напряженности электрического поля излучения Ёэ{х) и возникающая в процессе распространения над проводящей поверхностью земли горизонтально-поляризованной волны вертикальная составляющая .,

Для встречающихся на практике значений проводимости почв уже на небольших расстояниях от горизонтального излучателя, расположенного непосредственно у поверхности земли, вертикально-поляризованное поле оказывается значительно больше горизонтально-поляризованного [17]. Следовательно, воздействие горизонтально-поляризованного электромагнитного поля радиоизлучения на воздушные линии связи представляет интерес только в том случае, когда источником излучения является РЛС, т. е. мешающее



горизонтально-поляризованное излучение имеет достаточно короткуюдлину волны и воздействует на воздушную линию связи в зоне йрямой видимости .

3.2.3. ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ И КОНТАКТНАЯ СЕТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Теория электромагнитного влияния линий высокого напряжения (ЛЭП и КС) на проводные линии связи отражена в трудах М. И. Михайлова, Л. Д. Разумова и С. А. Соколова [9, 10] которые, основываясь на принципах общей теории влияния между электрическими цепями, всесторонне исследовали основные вопросы электрического и магнитного влияния между однопроводными цепями, влияние через третьи цепи, через пучок проводов и т. п. Ниже будут рассмотрены основные вопросы, связанные с влиянием Л&П. и КС на воздушные линии связи в аспектах проблемы воздействия на них МЭМП, излучаемых линиями высокого напряжения (ЛВН), находящихся в рабочих и аварийных режимах.

Влияние ЛВН в рабочих режимах. Как правило, электромагнитное влияние ЛВН на воздушные линии связи осуществляется не по всей их длине, а на отдельных участках сближения. На рис. 3.26, 3.27 приведены схемы такого параллельного сближения между влияющей и подверженной влиянию однопроводными цепями.

Предположим, что длина сближения k много меньше длины всей подверженной влиянию цепи, т. е. на этой цепи имеются участки, расположенные вне сближения {li я h), н их длина такова, что l2<:ti я /2<С4- Тогда, как и в предыдущих случаях, влияние участков цепи h и h на Iz независимо от значений нагрузочных сопротивлений Z,h и Zzk можно заменить эквивалентными сопротивлениями Zb, равными волновому сопротивлению линии (на рис. 3.26 они показаны штриховой линией). В результате этого получим более простую схему для определения влияния ЛВН на воздушную линию связи.

Задача по расчету влияния ЛВН на цепи связи заключается в том, чтобы, зная взаимное расположение линий, их электрические параметры, значения токов и напряжений во влияющей цепи, найти электрические величины (напряжения, токи, продольные

N-i-V

!ж у , 2. I


Z2K nj t


Puc. 3.26. Параллельное сближение Рис. 3.27. Параллельное сближение

между однопроводными цепями: между цепями при КЗ влияющей ли-

влияющая цепь (ЛВН); 2 -цепь, под- НИИ:

верженная влиянию (ЛС) / - ЛВН в режиме КЗ; 2 - линия связи



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83