Космонавтика  Экранирование высокочастотных катушек 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 [ 282 ] 283 284

22.4.

Параметры РЭА

Системы охлаждения с непосредственным

отводом тепла в окружающую среду

В этих системах воздух либо непосредственно обдувает РЭА (рис. 22.13, а), либо направляется в специальные тенлообменные аппараты (радиаторы), к которым тепло от РЭА подводится промежуточным теплоносителем (рис. 22.13,6, е). В соответствии с этим различают системы прямого и косвенного охлаждения.

Промежуточный контур (рис. 22.13, б, в) соединяет охлаждаемый объект с теплообменником [17], осуществляющим отвод тепла. В качестве теплоносителей промежуточного контура могут быть использованы газ и жидкости.

В большинстве случаев газообразным теплоносителем в системах охлаждения РЭА является воздух. Воздушный промежуточный контур применяют потому, что окружающий воздух часто содержит пыль, вредные примеси, бывает влажным. Для обеспечения цир-


л/v-

Рис. 22.13. Схемы воздушных систем охлаждения РЭА:

а-прямого охлаждения; б-с промежуточным воздушным контуром; в-с промежуточным жидкостным контуром; 7 -блоки РЭА; 2 -вентилятор; Л-воздухо-воздушный радиатор; 4 - жидкостио-воз-душиый радиатор; 5 - циркуляционный насос.

(допустимая температура <доп, рассеиваемая мощность Ра) и окружающей среды (температура о. Давление рс). режим эксплуатации РЭА и объекта, особенности конструкции ап паратуры определяют требования к системе охлаждения и ее выбор. Если допустимая температура РЭА /доц выше температуры ок ружающей среды/с. то система охлаждения может осуществлять от вод тепла от охлаждаемой РЭА непосредственно в окружающую среду. В системах охлаждения, используемых при <доп < с, отвод тепла в окружающую среду происходит с затратой внешней энертии или с уносом массы при фазовых превращениях хладоатентов.

Системы, обеспечивающие охлаждение всего радиотехнического комплекса, называю! общими (централизованными), в отличие от локальных, используемых для охлаждения отдельных теплонагру-женных блоков.



куляции воздуха в П45омежуточном контуре применяются осевые или центробежные вентиляторы. Методика аэродинамического расчета и выбора вентиляторов изложена в (10, 20, 26].

К жидким теплоносителям для систем охлаждения РЭА предъявляются весьма разнообразные требования. Они должны иметь требуемые теплофизические свойства во всем интервале изменения окружающих температур, относительно небольшую вязкость, быть химически нейтральными, безопасными.

В ряде случаев необходимо иметь высокие диэлектрические свойства, высокую оптическую прозрачность.

В современной РЭА наибольшее распространение в качестве жидких теплонбсйтелей нашли: вода, этиловый спирт, антифризы, кремнийорганические и фторорганические жидкости. Теплофизические параметры теплоносителей приведены в работах [5, 22].

В качестве циркуляционных насосов в системах охлаждения РЭА наибольшее распространение получили центробежные и шестеренчатые насосы. Методы расчета жидкостных систем охлаждения ч выбора насосов изложены в [4, 10, 13, 26].

Системы охлаждения с затратой внешней энергии или уносом массы

Предварительное охлаждение воздуха. При наличии воздуха высокого давления применяется предварительное понижение температуры дросселированием [6], охлаждение воздуха в турбохо-лодильниках [6] и в вихревых трубах [6,15].

См<атьй


L т 12

Рис. 22.14. Схемы воздушных систем охлаждения РЭА: а-схема прямого охлаждения о турбохолодильником} б -схема отурбохолв-дильником и промежуточным жидкостным контуром; в-схема прямого охлаждения с вихревой трубой: /-турбохолодильннк; 2-VBk; Л-жидкостно-воздушиый радиатор; 4-цир-куПЯцЬонный иасос; 5-гладкая цилиндрическая труба; 6-тангенциальное еопло! 7-улнтка; в-диафрагма о осевым отверстием; 5-дроссель.



На рис. 22.14, а, б, в изображены схемы охлаждения РЭА с применением турбохолодильника и вихревой трубы, а на рис. 22.15 показаны зависимости, качественно характеризующие эффективность различных способов охлаждения [6]. Как видно из трафика, охлаждение воздуха в вихревой трубе по энертетическим показателям значительно уступает охлаждению в турбохолодильнике Су щественными же преимуществам! вихревой трубы являются простота, надежность, небольшие размеры и масса [3, 15].

Фазовые пресращения хладоагента и уиос массы. На рис. 22.16 показана схема системы охлаждения с радиатором, имеющим впрыск холодильного агента в продувочный воздух Теплообменник проду-


Рис. 22.15. Сравнение эффективности охлаждения воздуха в турбохолодильнике (/), вихревой трубе (2) и дросселе (5). По оси ординат отложено снижение температуры, по оси абсцисс - давление на входе.


Рис. 22.16. Схема воздушной системы охлаждения РЭА с уиосом массы (впрыск холодильного агента в продувочный воздух)

/-РЭА; 2 -циркуляционный насос; 3 - жндкостио-воздушный радиатор; 4 -форсунка; ! -бак с хладоагентом; 6 -дренажный штуцер; 7-баллон со сжатым воздухом; 5 - редуктор; 9 -электромагнитный 1<лапан: /О -дренгжно-заправочный штуцер.

вается воздухом (/с > /доп). в который через форсунки впрыскивается низкокипящий хладоагент. Хладоагент кипит и понижает температуру воздуха на входе в радиатор. Необходимое давление хладоагента обеспечивается баллоном со сжатым воздухом. Давление впрыска поддерживается постоянным с помощью редуктора.

На рис. 22.17 изображена схема испарительной системы охлаж дения. Система содержит промежуточный контуре циркуляционным насосом, и бак-испаритель с запасом холодильного агента. Дренаж паров холодильного агента через клапан осуществляется в окружающую среду. Эффективность испарительных схем, их начальный вес и занимаемый объем прежде всего зависят от рода выбранного холодильного агента и времени работы РЭА.

Парокомпрессионные и термоэлектрические холодильные агрегаты. Эти агрегаты осуществляют перенос тепла в окружающую более горячую среду за счет затраты внешней энергии.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 [ 282 ] 283 284