Космонавтика  Экранирование высокочастотных катушек 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284

5.3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

Так как в принципе невозможно построить РЭА без потерь энергии на тепло, то в любой конструкции приходится учитывать этот фактор. Его действие усугубляется посторонними температурными полями. Диапазон изменения температур может достигать нескольких сот градусов. Наиболее опасными являются быстрые изменения температуры, скорость изменения которых в несколько раз превосходит скорость установления температуры в данном изделии. При этом возможно появление значительных механических напряжений и даже разрушений.

В различных типах конденсаторов с твердым диэлектриком под влиянием температуры происходят явления, аналогичные вызываемым воздействиями влаги. В переменных конденсаторах возможны механические нарушения-возрастание момента вращения, заеда-ние поломки.

Для высокочастотных катушек и дросселей характерны изменение индуктивности и механические нарушения. У силовых и низкочастотных трансформаторов и дросселей уменьшается долговечность, падает мощность.

При повышении температуры среды необходимо уменьшать мощность рассеивания на резисторах, в противном случае они быстро выходят из строя. Воздействие температуры нарушает контакт в переменных резисторах.

Наиболее чувствительны к изменению температуры транзисторы, у которых резко изменяются основные характеристики (допустимая мощность рассеивания, коэффициент усиления, шумовые и другие характеристики).

При работе РЭА в импульсных режимах, когда имеют место нестационарные тепловые процессы, можно использовать инерционную термозащиту [2]. При работе в стационарных режимах расчет тепловых режимов производится по методике, изложенной в гл. 22.

5.4. МЕХАНИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

В процессе эксплуатации РЭА, как правило, испытывает вибрационные и ударные механические нагрузки. Параметрами вибрации являются амплитуда А, мм, частота }, Гц, ускорение /, выражаемое в единицах ускорения свободного падения g (рис. 1.7).

Ударные.воздействия чаще всего характеризуются либо величиной ускорения в единицах g, либо скоростью движения (м/с). Дополнительный параметр-частота или число ударов. Ударные нагрузки менее опасны (при равных g), чем вибрации, fii В зависимости от вида объекта, на котором установлена РЭА, она может испытывать различные линейные ускорения. Эти ускорения менее опасны (при равных g), чем удары и вибрации.

В табл. 5.2 и 5.3 [3] даны параметры механических воздействий иа РЭА при транспортировке и эксплуатации. Величины механических нагрузок в разных частях объекта, на котором устанавли- вается РЭА, указаны на рис. 5.3 и 5.4 [3].

Использование различных систем амортизации РЭА позволяет уменьшить амплитуду вибраций и ударов в несколько раз, но только при условии работы в области частот выше резонансной частоты системы блок- -амортизаторы не менее, чем в 1,5 раза.



ТАБЛИЦА Б.2

Механические воздействия на РЭА при транспортировке

Вибрации

Вид транспорта

частота, Гц

амплитуда, мм

Удары

Сухопутный!

0,05

гусеничный

>400

/ = 120 Гц

автомобильный

0-15

Несколько

десаткрв

3-5 м/с

железнодорожный*

До 40

Морские грузовые суда

0-15

До 1,5

0-5 (валы)

До 15-25

(винты)

0,1-0,15

Транспортная авиация

5-150

РЭА, транспортируемая иа всех видах сухопутного транспорта, должна выдерживать падение с высоты 1-1,6 м и воздствие ударов с ускорением 50-100 g при частоте 100 Гц.

Ускорения (замедления) 20-40 g.

Крейсер

Быстроходный сторожевой катер Рис. 5.3. Параметры вибрации в разных участках кораблей! [3];

Участок

А, мм

j, гц

Участок

2 1 iv (корма Vs Ц

А, мм.

/, Ги

I (носовой 1/10 L)

11 (основной)

111 (мачтовый)

L-длина корабля

30 0,8 1,0

1.2 0,2 0,3

5 12

V (основной)

VI (корма 1/8 L)

50 0,8 1,0

0,26 0,1

0.6 0,1

2 5 12

s-is

5-16 ISO



Вил объекта

Вибрации

Уокореиия, f

частота. Гц

амплитуда, мм

Удары, g

Танки, транспортеры

20-20Ю

0,05

(стук гусе-

ниц) и

400-7000

Военные корабли(

(вибрации)

крупные

0-30

0-15

(мачты)

мелкие

5-15

До 6 (при

волне-

Самолеты!

нии)

истребители с пор-

10-150 (500)

До 0,15

До 25 за

шневыми двигате-

0,1 с (при

лями

вынужден-

Посадке)

истребители с ре-

5-150

5-0.15

До б

активными двига-

телями и бомбар-

дировщики

Ракеты!

большие

Сотни герц

5-15

малые

5-2000

До 20

100 за не-

До 30-50

(30-5000)

сколько

милли-

секунд

Примечание. Общими видами воздействий являются удары, толчки, взрывы (ускорения до 200 g и более). Оговариваются в ТУ на изделие.

Влияние вибраций иа радиоэлементы. Собственные резонансные частоты деталей с проволочными выводами длиной от 30 мм (диаметром 0,6-1 мм) и массой от 0,3 до 12 г лежат в пределах от 200 до 450 Гц. Уменьшение длины монтажных проводников до 10 мм увеличивает собственную резонансную частоту до 1000-2000 Гц. При совпадении частоты возмущающей силы и частоты собственного резонанса усилия возрастают настолько, что могут вызывать механические разрушения деталей и узлов.

Влияние ударов н ускорений. Наиболее опасны удары для хрупких напряженных деталей из керамики, стекла и ферритов. При ударах возможно разрушение этих деталей в местах крепления. Для снижения механических напряжений необходимо применять мягкие



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284